Коротко о главном

Проект изменений в Уголовный Кодекс Республики Беларусь (2018 г.)

В настоящей статье мы расскажем Вам, и тем кто наблюдает за изменениями в уголовном законодательстве, о наиболее важных изменениях в Уголовный Кодекс Республики Беларусь, которые предлагаются внести в ближайшее время, и проект которого направлен в Парламент Республики Беларусь.

Очень остро, в настоящее время, стоит проблема со ст.328 УК Республики Беларусь (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов). В связи с этим, Проект предусматривает и некоторые изменения в данную статью, в частности, часть 2 и 3 статьи 328 УК Республики Беларусь, а именно:

- предлагается снизить нижний предел срока лишения свободы с 5 до 3 лет лишения свободы по ч. 2 ст. 328 УК за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов либо их незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку, установив уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок, отличный от действующего, от 3 до 8 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа;

- предлагается также снизить нижний предел срока лишения свободы с 8 лет до 6 лет по ч. 3 ст. 328 УК за те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, должностным лицом, лицом, ранее совершившим аналогичное преступление, в отношении наркотических средств в крупном размере, в отношении особо опасных наркотических средств, сбыт наркотических средств на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему), установив уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет со штрафом или без штрафа.

В настоящее время: лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Считаем, как и наши коллеги, наиболее важным и предлагаемым изменением является и предложение исключить из УК Республики Беларусь такой вид дополнительного наказания, который достаточно часто применяется судом на практике, как конфискация имущества.

Вместо него предлагается применять штраф и специальную конфискацию.

Считаем, что в данном случае, это является существенным шагом для защиты прав собственника, как минимум.

Конфискация имущества, в соответствии с действующим УК Республики Беларусь, состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Независимо от категории преступления и вида назначенного наказания, применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу.

Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 настоящего Кодекса (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).

Законопроектом предлагается исключить и уголовную ответственность за Клевету и Оскорбление без отягчающих обстоятельств, а также за Незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

Кроме того, предлагается смягчить уголовную ответственность за:

· хищение путем злоупотребления служебными полномочиями по ч. 2 ст. 210 УК Республики Беларусь, снизив верхний предел срока лишения свободы с 7 до 6 лет;

· хищение путем использования компьютерной техники по ч. 4 ст. 212 УК Республики Беларусь, предусмотрев ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет (в настоящее время от 6 до 15 лет).

Кроме того, предусматриваются изменения в сторону определения размера крупного и особо крупного ущерба, влекущего за собой уголовную ответственность по экономическим преступлениям:

Ø крупный размер повышается с 250 до 1 000 базовых величин;

Ø особо крупный - с 1 000 до 2 500 базовых величин.

Некоторые экономические преступления исключаются из УК Республики Беларусь.

Среди них:

ст. 224 УК РБ - нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь;

ст. 232 УК РБ - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

ст. 244 УК РБ - нарушение антимонопольного законодательства;

ст. 249 УК РБ - дискредитация деловой репутации конкурента.

Законопроектом исключается уголовная ответственность за Незаконную предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Законопроектом вводится Правило о недопустимости назначения наказания в виде лишения свободы лицу, впервые совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое экономическое преступление при отсутствии отягчающих и наличии смягчающих обстоятельств.

В соответствии со ст.12 УК Республики Беларусь, к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства, т.е. за умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство.

Смягчается уголовная ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера по ч. 2 ст. 343 УК Республики Беларусь путем введения альтернативного лишению свободы наказания в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет.

Значительно, де-юре, корректируется норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 431 и 432 УК РБ).

Предлагается:

как условие освобождения от уголовной ответственности - не только добровольное заявление о содеянном, но и одновременно активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вводится уголовная ответственность за предоставление незаконного вознаграждения работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом.

При этом, предусматривается освобождение лица, предоставившего вознаграждение, от уголовной ответственности в случаях, если в отношении его имело место вымогательство вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Если говорить в общем, то можно говорить о том, что данный законопроект направлен на смягчение уголовной ответственности. Ждем !

Если вам необходима юридическая помощь и у Вас возник юридический вопрос, нужен адвокат в Минске, то мы к Вашим услугам.

Вам нужно ЛИШЬ снять трубку телефона, позвонить по указанному ниже телефону и договориться о встрече.

Запишите наши контактные данные:

Республика Беларусь, г.Минск, ул.Ульяновская,4, Юридическая консультация Ленинского района г.Минска, Минская городская коллегия адвокатов

Осипов Сергей Андреевич : Моб.тел. + 375 44 740-32-69

Санковский Игорь Александрович : Моб.тел. + 375 29 693-63-43

Пахожие материалы